1.3. Промежуточная аттестация – процедура установления соответствия качества
подготовки обучающихся требованиям образовательных программ среднего
профессионального образования (ППКРС/ППССЗ), а также оценка степени и уровня
освоения обучающимися отдельной части или всего объема учебного курса,
дисциплины, модуля, образовательной программы.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной
деятельностью обучающихся и ее корректировку, и проводится с целью определения:
- соответствия уровня и качества подготовки квалифицированных рабочих,
служащих/специалистов среднего звена требованиям ФГОС СПО и основных программ
профессионального обучения;
- полноты и прочности теоретических знаний по дисциплине, ряду учебных
дисциплин или междисциплинарному курсу (далее – УД, МДК);
- сформированности общих и профессиональных компетенций (далее - ОК и ПК); наличия умений самостоятельной работы.
1.4.
Предметом оценивания на промежуточной аттестации являются усвоенные
знания, освоенные умения, сформированные компетенции.
1.5.
Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных
направлениях:
- оценка учебных достижений обучающихся в форме оценивания уровня освоения
учебных курсов, дисциплин;
- оценка уровня квалификации обучающихся, как итоговая оценка освоения ими
компетенций в процессе обучения. Оценка квалификации обучающихся осуществляется
при участии работодателей.
1.6.
Для промежуточной аттестации обучающихся на соответствие их
индивидуальных образовательных достижений поэтапным или конечным требованиям
ФГОС СПО разработан фонд оценочных средств по данной ППКРС/данной ППССЗ,
включающий задания и оценочный материал ко всем контрольным формам
промежуточной аттестации, позволяющий оценить знания, умения и уровень
сформированных компетенций.
Для промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих
программы
профессионального обучения разработаны контрольноизмерительные материалы,
позволяющие оценить знания, умения и профессиональные компетенции по учебным
дисциплинам.
1.7.
Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации по
дисциплинам или МДК разрабатываются преподавателями, рассматриваются на
методических комиссиях и утверждаются директором техникума.
Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации по практической
составляющей модулей и профессиональным модулям в целом разрабатываются
преподавателями, рассматриваются на методических комиссиях по согласованию с
работодателями и утверждаются директором техникума.
II. Структура и формы промежуточной аттестации
2.1. Основными формами промежуточной аттестации являются:
Экзамен по дисциплине - проводится по окончании изучения дисциплины
общеобразовательного цикла (по русскому языку, математике) программы,
профессионального циклов.
Комплексный экзамен - проводится по комплексу дисциплин или МДК,
объединенных межпредметными связями.
Дифференцированный зачет/зачет - проводится по отдельной дисциплине или
составным элементам программы профессионального модуля.
Дифференцированный зачет в форме контрольной работы - проводится по
дисциплине или МДК, реализуемым в течение нескольких полугодий (но не в последнем
полугодии).
Контрольная работа - проводится по дисциплинам общеобразовательного цикла в
конце каждого полугодия.
Экзамен квалификационный - форма независимой оценки результатов освоения
обучающимися профессиональных модулей с участием работодателей. Проверяет
готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной
деятельности и сформированность у него компетенций, определенных в разделе
«Требования к результатам освоения ППССЗ» ФГОС СПО. Экзамен квалификационный
является обязательной формой промежуточной аттестации по профессиональному
модулю (далее – ПМ).
2.2. Периодичность промежуточной аттестации, формы определяются рабочими
учебными планами и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух
месяцев с начала обучения.
2.3 Объем времени, отведенный на промежуточную аттестацию, не должен
превышать двух недель в полугодие.
Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной
аттестации обучающихся не должно превышать 8, а количество зачетов и
дифференцированных зачетов – 10 (без учета зачетов по физической культуре).
В указанное количество не входят зачеты по учебной и производственной
практикам, экзамены (квалификационные) по профессиональным модулям.
III. Допуск к промежуточной аттестации
3.1. Допуск обучающихся к промежуточной аттестации осуществляется на
заседании педагогического совета техникума, оформляется протоколом и
распоряжением заместителя директора по теоретическому обучению.
3.2. Допускаются к экзамену по учебной дисциплине или МДК, комплексному
экзамену:
- имеющие положительные оценки по результатам текущего оценивания:
- полностью выполнившие все практические, лабораторные, курсовые работы
(проекты), программу профессиональной практики (производственного обучения);
- имеющие не более двух неудовлетворительных оценок по итогам текущего
семестра, кроме дисциплин, вынесенных на промежуточную аттестацию;
- имеющие основания для продления сроков учебного семестра (по состоянию
здоровья).
3.3.
Условием допуска к экзамену квалификационному является успешное
освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля или
МДК и предусмотренных практик.
3.4.
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию по соответствующим учебной дисциплине или МДК не
более двух раз в сроки, определяемые техникумом в пределах одного года с момента
образования академической задолженности. В указанный период не включается время
болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по
беременности и родам.
IV.
Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации
4.1. Экзамены проводятся как в период экзаменационных недель (концентрированно),
так и в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки (рассредоточенно) по
окончании изучения учебной дисциплины или составной части профессионального
модуля, при этом предусматривается не менее 2 дней между ними. Это время
используется как на самостоятельную подготовку к экзаменам, так и на проведение
консультаций. На промежуточную аттестацию в форме экзамена и экзамена
(квалификационного) отводится не более 1 недели (36 часов) в учебном году. Первый
экзамен может быть проведен в первый день экзаменационной недели.
4.2.
Если экзамены проводятся концентрированно, то график проведения
экзаменов утверждается директором Техникума, или лицом его заменяющим, и
доводится до сведения обучающихся не менее чем за две недели до начала
экзаменационной недели.
4.3.
При условии проведения экзаменов рассредоточено, обучающихся знакомят
с датой проведения экзамена не менее чем за две недели до его проведения.
4.4.
Дифференцированный зачет/зачет, контрольная работа проводятся за счет
объема времени, отводимого на проведение дисциплины или МДК, учебной и
производственной практики.
4.5.
Экзамен (квалификационный) проводится по завершении изучения
профессионального модуля за счет объема времени, отведенного на производственную
практику (по профилю специальности) в рамках модуля, в форме демонстрации и
защиты выполненной производственной (профессиональной) задачи, на рабочих местах
или в условиях, максимально приближенных к производству.
4.6.
Промежуточная
аттестация
в
форме
экзамена
и
экзамена
(квалификационного) проводится в день, освобожденный от других форм учебной
нагрузки.
4.7.
Для проведения экзамена по учебным дисциплинам общеобразовательного
цикла (русский язык, математика) создается комиссия из числа педагогических
работников образовательной организации (председатель, преподаватель, ассистент).
4.8.
Промежуточная
аттестация
проводится
преподавателями
по
соответствующей учебной дисциплине или МДК. Для промежуточной аттестации
обучающихся по дисциплинам или МДК кроме преподавателей конкретной дисциплины
или МДК в качестве внешних экспертов привлекаются преподаватель смежных
дисциплин (курсов), представитель администрации техникума.
Для максимального приближения программ промежуточной аттестации
обучающихся по ПМ к условиям их будущей профессиональной деятельности
образовательной организацией на экзамен (квалификационный) в качестве внешних
экспертов привлекаются работодатели, входящие в состав независимой экспертной
комиссии.
4.9.
Промежуточная аттестация по практике проводится руководителем
практики. Практика завершается дифференцированным зачетом (зачетом) при условии
наличия:
- положительного аттестационного листа по практике руководителей практики от
организации и техникума об уровне освоения профессиональных компетенций;
- положительной характеристики организации на обучающегося по освоению
общих компетенций в период прохождения практики;
- полноты и своевременности представления дневника практики и отчета о практике
в соответствии с заданием на практику.
4.10. Для проведения экзамена по учебным дисциплинам профессионального цикла
по программам профессиональной подготовки
создается комиссия из числа
педагогических работников техникума (председатель, преподаватель, ассистент).
V. Подготовка и проведение основных форм промежуточной аттестации
5.1. Подготовка и проведение экзамена по дисциплине или МДК, комплексного
экзамена.
5.1.1. К началу экзамена готовятся следующие документы:
- комплект материалов для оценки знаний, умений, навыков, профессиональных
компетенций;
- экзаменационные билеты (контрольно-измерительные материалы);
- наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и
образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене, в соответствии с
перечнем, определенным техникумом;
- экзаменационная ведомость;
- протокол экзамена;
- журнал учебных занятий теоретического обучения.
5.1.2. Экзамен по учебным дисциплинам «математика» и «русский язык»
проводится в письменной форме:
- изложение с заданием творческого характера – по русскому языку; - контрольная
работа – по математике.
5.1.3. Экзаменационные билеты (перечень теоретических вопросов и
практических задач по разделам и темам, выносимым на экзамен) преподаватель
составляет на основании экзаменационных вопросов. Экзаменационные билеты должны
быть подписаны преподавателем, ведущим дисциплину или МДК, председателем
предметной комиссии и утверждены заместителем директора по учебнопроизводственной работе (далее зам. директора по УПР) не позднее, чем за две недели
до начала промежуточной аттестации. Содержание экзаменационных билетов до
обучающихся не доводится.
Тексты экзаменационных работ по русскому языку и математике составляются
преподавателем в количестве на 2 комплекта больше, чем групп, сдающих экзамены,
согласовываются на заседании методической комиссии, утверждаются директором
техникума не позднее, чем за месяц до экзамена. Тексты сдаются на хранение директору,
выдаются в день экзамена председателю экзаменационной комиссии.
Экзаменационные материалы могут содержать тестовые задания, кейсы и др.
5.1.4. Время для проведения экзамена:
- на сдачу устного экзамена отводится не более 1/3 академического часа,
комплексного – не более 1/2 академического часа на каждого обучающегося;
- на проведение письменного экзамена по общепрофессиональным дисциплинам и
МДК предусматривается не более четырех учебных часов; по русскому языку – 6 часов,
по математике – 5 часов;
- на проведение экзаменов, связанных с прослушиванием, просмотром учебных
работ и т.п., предусматривается фактически затраченное время, но не более 1
академического часа на каждого обучающегося.
5.1.5. Проведение экзамена:
- при проведении устных экзаменов в аудитории одновременно находится не более
6 человек, группа делится на подгруппы, сдающие экзамены одна после другой в один и
тот же день.
- при подготовке к устному экзамену обучающийся ведет записи в листе устного
ответа, который затем сдается экзаменатору.
- после ответа на вопросы экзаменационного билета экзаменуемому могут быть
предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на
экзамены, если это необходимо для более точного и объективного представления о
знаниях, умениях, навыках, профессиональных компетенциях обучающегося. Ответ
обучающегося не обязательно дослушивать до конца в том случае, если ход ответа
позволяет судить об основательном знании экзаменуемого данного вопроса.
- обучающийся, испытавший затруднения при подготовке к ответу по билету, имеет
право на второй билет с соответствующим продлением времени на подготовку. При
окончательной оценке ответа оценка снижается на один балл. Выдача третьего билета не
разрешается.
- при поведении экзамена в письменной форме экзаменационные работы
выполняются на листах со штампом техникума.
- письменные экзамены проводятся одновременно со всем составом группы.
- обучающиеся, не выполнившие полностью письменные экзамены в отведенное
время, сдают их незаконченными.
- проверка письменных экзаменационных работ осуществляется после окончания
экзамена в течение трех-десяти календарных дней, включая и день его проведения.
5.1.6. Выставление оценок по результатам экзамена по дисциплине или МДК,
комплексного экзамена.
Уровень подготовки обучающихся оценивается
в баллах: «5» (отлично), «4»
(хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно). Оценка, полученная на
экзамене, заносится преподавателем в журнал учебной группы (кроме
«неудовлетворительно»), протокол экзамена (в том числе и «неудовлетворительно»),
экзаменационную ведомость и аттестационную накопительную ведомость группы.
Экзаменационная оценка за данное полугодие является определяющей независимо, от
полученных в полугодии оценок текущего контроля.
Экзаменационные
протоколы
и
ведомости
оформляются
и
сдаются
преподавателями в день проведения экзамена (или через три-десять дней в случае
письменной экзаменационной работы) заместителю директора по общеобразовательным
дисциплинам (далее – зам. директора по ОД). После проведения всех экзаменов
протоколы и ведомости хранятся в папке группы.
5.2. Подготовка и проведение экзамена квалификационного (далее - ЭК) по
профессиональному модулю.
5.2.1. К началу экзамена готовятся следующие документы:
- комплект контрольно-оценочных средств (далее - КОС) для оценки
сформированности ОК и ПК по виду профессиональной деятельности;
- билеты для ЭК по профессиональному модулю;
- наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и
образцы оборудования, разрешенные к использованию на экзамене, в соответствии с
перечнем, определенным техникумом по каждому профессиональному модулю;
-дневник по учебной и производственной практике по профессиональному
модулю;
- отчет по учебной, производственной практике;
- аттестационный лист по учебной, производственной практике;
- - оценочная ведомость по учебной, производственной практике;
- карта формирования ОК по профессиональному модулю;
- оценочный лист (сводная ведомость) по профессиональному модулю;
- экзаменационная ведомость по ЭК;
- журнал учебных занятий теоретического обучения, учебной и производственной
практики.
5.2.2. Для проведения ЭК создается экзаменационная комиссия в составе
представителей техникума (администрация, преподаватели, мастера производственного
обучения) и работодателей, которая проверяет степень сформированности у
обучающихся общих и профессиональных компетенций и принимает решение об
освоении вида профессиональной деятельности. Для проверки используются
профессиональные ситуационные задания.
В отдельных случаях возможно проведение комплексного экзамена
(квалификационного) по нескольким профессиональным модулям.
5.2.3. Степень сформированности у обучающихся общих и профессиональных
компетенций во время ЭК оценивается в баллах: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3»
(удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно).
Оценка, полученная обучающимся во время ЭК, заносится в протокол экзамена (в
том
числе
«неудовлетворительно»),
журнал
учебной
группы
(кроме
«неудовлетворительно») и аттестационную накопительную ведомость группы.
5.2.4. Экзамен квалификационный в техникуме проводится по завершении
профессионального модуля в последнем полугодии после производственной практики.
После экзамена квалификационного производится допуск обучающихся к
государственной итоговой аттестации.
5.3. Подготовка и проведение дифференцированного зачета/зачета.
5.3.1. Дифференцированный зачет/зачет может проводиться в виде контрольной
работы, индивидуального или группового собеседования, индивидуальных устных
ответов обучающихся, тестирования, с привлечением компьютерных технологий и др.
Дифференцированный зачет в форме контрольной работы планируется по дисциплине
или МДК, реализуемым в течение нескольких полугодий (но не в последнем полугодии).
Контрольная работа по дисциплинам общеобразовательного цикла проводится в
конце каждого полугодия и по окончании изучения дисциплины.
Дифференцированный зачет по физической культуре проводится каждое полугодие.
5.3.2. Уровень подготовки обучающегося фиксируется в журнале учебных
занятий: при проведении зачета - словом «зачтено»/«не зачтено» или баллами при
дифференцированном зачете: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), 2
(неудовлетворительно); результаты контрольной работы оцениваются в баллах.
Оценка за дифференцированный зачет/зачет, является окончательной оценкой по
дисциплине или МДК за данное полугодие, заносится в классный журнал учебной
группы, в зачетную ведомость (оценки «2»
(неудовлетворительно) и «не зачтено» в журнал группы не заносится).
5.3.3. Вопросы (задания) к дифференцированному зачету/зачету по учебной
дисциплине разрабатываются преподавателем с учетом требований ФГОС СПО,
согласуются на заседании методической комиссии и утверждаются заместителем
директора по УПР, по ТО.
VI. Критерии оценивания
6.1. Качество ответов обучающихся в ходе промежуточной аттестации
определяется следующими оценками: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3»
(удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно). При этом единые критерии оценки
знаний обучающихся заключаются в следующем:
- оценка «5» (отлично) выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему
программный материал, исчерпывающе последовательно, грамотно и логически стройно
его излагающему, в ответе которого тесно увязывается теория с практикой. При этом
обучающийся не затрудняется в ответе при видоизменении задания, свободно
справляется с задачами, вопросами, правильно обосновывает принятые решения, владеет
разносторонними навыками и приемами выполнения практических работ.
- оценка «4» (хорошо) выставляется обучающемуся, который твердо знает
программный материал, грамотно и по существу излагает его, который не допускает
существенных неточностей в ответе на вопрос, владеет необходимыми навыками и
приемами выполнения практических работ.
- оценка «3» (удовлетворительно) выставляется обучающемуся, который имеет
знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности в
формулировках правил, нарушения в последовательности изложения программного
материала и испытывает затруднения в выполнении практических работ.
- оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется обучающемуся, который не знает
значительной части программного материала, допускает существенные ошибки,
неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы.
6.2.
При проведении зачета уровень подготовки обучающихся фиксируется
словом «зачтено»/ «не зачтено».
Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он правильно ответил на
вопросы, выполнил предусмотренные зачетом другие задания, дал ответы на
дополнительные вопросы преподавателя, при этом показал уверенные знания по
дисциплине.
Оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся, если он не ответил на вопросы
или не выполнил другие задания, а также не смог дать убедительных ответов на
дополнительные вопросы преподавателя.
6.3.
В случае неявки обучающегося на экзамен преподавателем делается в
экзаменационном протоколе отметка «не явился».
VII. Порядок ликвидация академической задолженности и повышения оценок
7.1. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одной или
нескольким дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям
или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин
признаются академической
задолженностью,
которую
обучающиеся
обязаны
ликвидировать.
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию не более двух раз в сроки, определяемые техникумом, в
пределах одного года с момента образования академической задолженности.
Обучающиеся, не сдавшие дифференцированный зачет/зачет, не написавшие
контрольную работу, получившие за контрольную работу неудовлетворительную
оценку, допускаются к пересдаче для отработки задолженности.
Обучающиеся, получившие неудовлетворительные оценки по экзаменам, по
личному заявлению на имя директора техникума допускаются к пересдаче экзамена в
установленные сроки в соответствии с графиком ликвидации задолженностей,
составленным зам. директора по ТО.
Графики доводятся до сведения обучающихся и преподавателей в течение трех дней
после окончания промежуточной аттестации.
Для повторного приема экзаменов создается комиссия из 3-х человек, назначаемая
приказом директора техникума. Экзаменационная ведомость с результатами пересдачи
подписывается всеми членами комиссии и сдается ее председателем не позднее, чем на
следующий день после пересдачи.
7.2. Обучающимся, не сдававшим экзамены в установленные сроки по
уважительным причинам, подтвержденным соответствующими документами,
заместитель директора по общеобразовательным дисциплинам устанавливает
индивидуальный срок сдачи экзамена.
7.3. Обучающимся, заболевшим в период аттестации и выздоровевшим до ее
окончания, решением руководства техникума разрешается пройти аттестацию по
оставшимся учебным дисциплинам (профессиональным модулям) со своей группой, а
пропущенные экзамены (или другие формы аттестации) сдать в другие сроки. Перенос
аттестации на другие сроки возможен по приказу директора техникума на основании
представленных обучающимся документов, подтверждающих уважительную причину
его отсутствия на экзамене.
Окончание продленной экзаменационной недели не должно выходить за пределы
третьей недели следующего полугодия. Длительная болезнь обучающегося может, при
соблюдении установленного порядка, служить основанием для предоставления
обучающемуся академического отпуска, но не для продления сроков сдачи экзаменов за
пределами третьей недели следующего полугодия.
Справка о временной нетрудоспособности, предоставленная обучающимся после
неудовлетворительной сдачи зачета, экзамена, учету не подлежит, основанием для
продления сроков сессии не является.
7.4. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным
причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся на следующий курс
условно.
7.5. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности, отчисляются из техникума как не выполнившие обязанностей по
добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
7.6. С целью повышения оценки допускается повторная сдача экзамена по одной
дисциплине или МДК в период каждой экзаменационной недели (по выбору
обучающегося),
на
основании
письменного
заявления,
согласования
с
преподавателем/преподавателями, решения заместителя директора по УПР и приказа
директора техникума о пересдаче.
В выпускных группах с разрешения директора допускается повторная сдача не
более двух экзаменов с целью повышения оценок.
VIII. Порядок подачи и рассмотрения апелляции
8.1. Обучающийся имеет право в случае несогласия с выставленной оценкой
ознакомиться с проверенной экзаменационной работой (при проведении экзамена в
письменной форме), получить разъяснения преподавателя при объявлении оценки.
8.2. При несогласии с оценкой за экзамен обучающийся может подать апелляцию о
несогласии с результатами промежуточной аттестации не позднее следующего рабочего
дня после объявления оценки, написав заявление на имя зам. директора по УПР с
указанием конкретных оснований для апелляции:
- несоответствие экзаменационных вопросов программе учебной дисциплины,
МДК;
- ошибки в стандартизированных ответах на задачи и тестовые задания.
8.3.
Для рассмотрения заявления обучающегося в случае несогласия с
поставленной оценкой создается апелляционная комиссия, которая утверждается
приказом директора техникума.
8.4.
В сроки, установленные зам. директора по УПР, апелляционная комиссия
проводит заседание в присутствии обучающегося и объявляет оценку его работы.
8.5.
Решение комиссии оформляется протоколом за подписью ее председателя и
является окончательным
8.6.
Неудовлетворенность обучающегося уровнем полученной оценки без
обоснования не может быть основанием для апелляции.
IX. Перевод обучающихся на следующий курс
9.1.
По окончании промежуточной аттестации педагогический совет техникума
обсуждает ее итоги и принимает решение о переводе обучающихся на следующий курс,
допуске к государственной итоговой аттестации или отчислении, которое оформляется
приказом директора техникума.
9.2.
Перевод обучающихся производится на основании положительных годовых
и итоговых оценок, которые выставляются по теоретическому и производственному
обучению.
9.3.
Обучающиеся, не прошедшие повторную аттестацию в установленные
сроки хотя бы по одной учебной дисциплине или профессиональному модулю,
отчисляются решением педагогического совета техникума.
9.4.
Обучающиеся, отчисленные из техникума, получают в соответствии с
порядком отчисления справку установленного образца.