1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным
Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
21.12.2012г., ФГОС СПО по специальностям подготовки, Уставом ОГПОБУ
«Сельскохозяйственный техникум».
1.2. Регулирование образовательной деятельности в техникуме
осуществляется в соответствии с действующими внутренними локальными
актами.
1.3. Цели образовательного процесса в области качества:
- обеспечить соответствие фактических результатов процесса
результатам, установленным ФГОС по специальностям подготовки;
-обеспечить соответствие образовательного процесса и его результатов
ожиданиям обучающихся.
1.4. Показатели качества образования – обобщенная характеристика,
позволяющая отследить цели в области качества. К ним относятся:
- эффективность преподавания;
- уровень успеваемости обучающихся;
- удовлетворѐнность обучающихся.
2. Задачи системы оценки качества
2.1. Оценка качества освоения обучающимися образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности
(специальностям) является обязательным компонентом образовательной
деятельности, как образовательный результат.
2.2. Главная задача контроля качества подготовки специалистов –
регулярное управление учебной деятельностью студентов и ее
корректировка. Контроль качества подготовки специалистов позволяет
получать непрерывную информацию о ходе и качестве образовательного
процесса. Информация, полученная при измерениях и мониторинге,
позволяет ОУ осуществлять управление несоответствиями и непрерывно
совершенствовать процесс, оперативно вносить изменения в организацию
учебного процесса.
2.3.
Мониторинг
и
измерение
услуг
осуществляются
на
соответствующих стадиях жизненного цикла подготовки специалистов и
охватывают все процессы, связанные со сформированностью умений,
знаний, практического опыта, общих и профессиональных компетенций по
учебным дисциплинам и междисциплинарным курсам (МДК),
профессиональным модулям, включая:
- контроль текущей успеваемости;
- защиту лабораторных и практических работ;
- проведение зачетов и экзаменов;
- защиту курсовых работ и проектов;
- проведение аттестаций практик;
- проведение государственной (итоговой) аттестации.
Результаты проверки качества полученных умений, знаний,
практического опыта, общих и профессиональных компетенций по учебным
дисциплинам и междисциплинарным курсам (МДК), профессиональным
модулям оформляются в виде протоколов текущего контроля, зачетных и
экзаменационных ведомостей и т.п.
2.4. Контроль качества подготовки специалистов предусматривает
систематическую проверку нормативного обеспечения содержания
подготовки специалистов, документационного обеспечения качества
подготовки специалистов и учебно-методической работы, проведение
текущих срезов знаний студентов по изучаемым дисциплинам и контроль
качества проведения учебных занятий.
2.6.
Контроль качества подготовки специалистов строится на
следующих принципах:
- планомерности и систематичности;
- объективности;
- комплексности;
- индивидуальности;
- педагогической тактичности.
2.7. При проведении контроля качества подготовки специалистов
реализуются функции:
- проверочная;
- воспитательная;
- методическая;
- мотивационная.
2.8. Контроль качества подготовки специалистов реализуется через
следующие методы:
- наблюдение;
- анализ;
- беседа;
- изучение документации;
- анкетирование;
- тестирование;
- отчет;
- проверка знаний и умений студентов.
2.9. Процесс проведения контроля качества подготовки специалистов
включает в себя:
- планирование контроля;
- четкая постановка цели и определение объекта контроля;
- отсутствие формального подхода;
- конкретность форм и методов контроля;
- конкретность определения сроков контроля;
- оформление результатов контроля;
- гласность результатов контроля.
3. Контроль нормативного обеспечения системы оценки качества
образования
3.1. Контроль нормативного обеспечения содержания подготовки
специалистов, документационного обеспечения качества подготовки
специалистов и учебно-методической работы осуществляется в
соответствии с руководством по качеству системы менеджмента качества
ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум».
Определяются:
- объекты контроля – перечень документов, регламентирующих и
отражающих обеспечение учебного процесса в техникуме;
- место контроля – подразделение техникума, в котором осуществляется
проверка данного документа;
- должностные лица, осуществляющие контроль данной документации.
С целью обеспечения многоступенчатости контроля, проверка одного и того
же объекта контроля может осуществляться должностными лицами разных
уровней управления;
- периодичность контроля - отражает время проведения контроля.
Периодичность
контроля
обеспечивает
его
регулярность
и
систематичность.
3.2. Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин
требованиям ФГОС СПО по уровню и содержанию.
3.3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения.
- Условия, созданные в образовательном учреждении, для
внеучебной работы с обучающимися.
- Организация воспитательной работы с обучающимися.
3.4. Возможность продолжения образования по образовательным
программам вузовского и дополнительного профессионального образования.
Реализация образовательных программ профессиональной
переподготовки и (или) повышения квалификации.
3.5. Научная, научно – исследовательская, научно-техническая
деятельность и ее результативность.
3.6. Квалификация педагогических работников.
3.7. Методическая работа.
Документально-методическое обеспечение образовательного
процесса.
- Удельное количество публикаций с учетом их уровня, приходящихся
на одного преподавателя и др.
3.8. Библиотечное и информационное обслуживание.
Информационно-методическое обеспечение образовательного
процесса.
- Состояние библиотечного фонда.
- Состояние учебно-информационного фонда.
- Уровень информационно-методического обеспечения ОП ОУ.
3.9. Контроль информационной среды
- Количество оргтехники и компьютеров различных классов.
- Наличие локальных или интегрированных компьютерных сетей и
сред.
- Доступность компьютерной техники для студентов и др.
4. Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников
требованиям ФГОС
4.1. Входной контроль: анализ документов об образовании,
тестирование на профессиональную ориентацию абитуриентов проводят
приемная комиссия и педагог – психолог.
4.2. Входной контроль по учебной дисциплине/ МДК проводит
преподаватель, ведущий дисциплину/МДК.
4.3. Текущий контроль (проводится в соответствии с положением о
текущем, рубежном контроле и промежуточной аттестации) знаний
студентов проводится с целью выявления уровня освоения студентами
программного материала по изученным дисциплинам и профессиональным
модулям.
4.4. Срезы освоения студентами программного материала по учебным
дисциплинам/МДК проводятся ежегодно в рамках проведения
самообследования техникума.
4.5. Для проведения срезов освоения студентами программного
материала по учебным дисциплинам/МДК формируются
пакеты
контролирующих материалов; в качестве контролирующих материалов
могут быть использованы КОСы программ учебных дисциплин/МДК.
4.6. Результаты срезов освоения студентами программного материала по
учебным дисциплинам/МДК фиксируются в ведомости, которая
подписывается лицом, проводившим данный срез, и хранится в учебной
части.
4.7. Лицо, проводившее срез освоения студентами программного
материала по учебной дисциплине/МДК, знакомит с полученными
результатами преподавателя, осуществляющего реализацию данной
дисциплины/МДК. Факт ознакомления с результатами тестирования
преподаватель подтверждает в ведомости своей подписью.
4.8. Рубежный контроль проводится в соответствии с положением о
текущем, рубежном контроле и промежуточной аттестации.
4.9. Результаты промежуточной аттестации по учебной дисциплине или
профессиональному модулю.
4.10. Анализ полученных результатов:
- входного контроля;
- рубежного контроля
- текущего контроля;
- промежуточной аттестации.
Результатом анализа является - допуск к государственной (итоговой)
аттестации, либо проведение профилактирующих и корректирующих
действий со студентами, не освоившими в полном объеме образовательную
программу, и преподавателями, ведущими учебную дисциплину или
профессиональный модуль.
4.11. Контроль качества подготовки специалиста: по результатам ГИА,
удовлетворенность
студента
(проведение
анкетирования),
удовлетворенность работодателя (отзывы с практик).
4.12. Востребованность выпускников.
Оценивается внешними
экспертами по наличию заявок на выпускников, соответствию полученной
специальности профилю работы, социальному положению, отзывам
потребителей специалистов и изменениям за последние 5 лет.
За последние три года используются следующие данные:
- год выпуска;
- процент выпускников, направленных на работу;
- процент выпускников, состоящих на учете в службе занятости;
- процент выпускников, работающих в данном регионе.
5. Контроль качества проведения учебных занятий
5.1. Контроль качества проведения учебных занятий осуществляется с
целью выявления эффективности проведения учебных занятий.
5.2. Контроль качества проведения учебных занятий осуществляется
представителями администрации техникума: директором, заместителями
директора по УВР, ТО, УПР, старшим мастером, заведующими
отделениями, методистом, педагогом - психологом на основании
ежемесячного графика посещения учебных занятий администрацией
техникума, Положения о посещении учебных занятий.
5.3. В процессе контроля качества проведения учебных занятий
изучаются и анализируются:
- педагогический аспект урока;
- психологический аспект урока;
- методический аспект урока;
- сопоставительный аспект урока;
- целевой аспект урока;
- педагогическое общение;
- физиолого-гигиенический аспект урока.
5.4. Результаты контроля качества проведения учебных занятий
фиксируются в соответствующих формах посещения занятий, отражающих
цель посещения, и подписываются посетившим лицом. Факт ознакомления
с результатами посещения преподаватель подтверждает в данном документе
своей подписью.
5.5. Заполненные формы посещений сдаются методисту и хранятся в
методическом кабинете.