ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЕАО
Областное государственное профессиональное образовательное
бюджетное учреждение
«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета
ОГПОБУ
«Сельскохозяйственный
техникум»
у
план
Протокол № J от / /
« Цу>
О Q 2024г.
Положение о дистанционном обучении и применении электронного
оборудования при реализации образовательного процесса
в областном государственном профессиональном
образовательном бюджетном учреждении
«Сельскохозяйственный техникум»
2
1. Общие положения
1.1
Положение «О дистанционном обучении» (далее - Положение)
является
локальным
нормативным
актом
Областного
государственного
профессионального
образовательного
бюджетного
учреждения «Сельскохозяйственный техникум» (далее ОГПОБУ
«Сельскохозяйственный техникум», учреждение), которое регулирует
процесс образовательной деятельности в формате дистанционного обучения.
1.2
Настоящее положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648
20. Санитарные правила...»);
- Приказом Министерства Просвещения России от 13.12.2023 N 932
«Об утверждении перечней профессий и
специальностей среднего
профессионального образования, реализация образовательных программ по
которым не допускается
с
применением
исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»;
-ГОСТ Р52653-2006 Национальный стандарт Российской Федерации
Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и
определения (утв. Приказом Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г.№419-ст);
-Уставом ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум».
1.3
Настоящее Положение определяет порядок использования
электронного обучения и технологий дистанционного обучения в ОГПОБУ
«Сельскохозяйственный техникум» при обучении студентов
и
слушателей по основным и дополнительным программам профессионального
образования, а также регулирует отношения участников образовательного
процесса, устанавливает их права и обязанности.
1.4 Термины:
-Электронное
обучение
(далее
ЭО)
организация
образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных
и используемой при реализации образовательных программ информации и
обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических
средств,
а также информационно телекоммуникационных
сетей,
обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации,
взаимодействие обучающихся и преподавателей;
-Дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном
(на расстоянии) взаимодействии обучающегося и преподавателя.
-Дистанционное обучение (далее-ДО) - способ организации процесса
обучения, основанный на использовании современных информационных и
3
телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на
расстоянии без непосредственного контакта между обучающимися и
преподавателем.
1.5
Образовательная деятельность, реализуемая в дистанционной
форме, предусматривает значительную долю самостоятельных занятий
обучающихся; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса со
стороны ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум», а также регулярный
систематический контроль и учёт знаний обучающихся, возможность
реализации в комплексе с традиционной формой получения образования.
1.6. ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум», осуществляющий
образовательную деятельность на основе Устава вправе
применять
ЭО и ДОТ при всех предусмотренных Уставом учреждения формах получения
общего среднего образования и образовательных программ среднего
профессионального образования или при их сочетании, при проведении различных
видов учебных, лабораторных или практических занятий, текущего контроля,
промежуточной аттестации обучающихся. Образовательные программы могут
реализовываться в смешанном (комбинированном) режиме - в зависимости от
специфики образовательных задач и представления учебного материала.
1.7. Соотношение объема проведенных часов, лабораторных и практических
занятий с использованием ЭО и ДОТ или путем непосредственного взаимодействия
педагогического работника с обучающимся определяется техникумом в
соответствии с основными профессиональными образовательными программами с
учетом потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной
деятельности. ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном
взаимодействии педагогического работника с обучающимися для решения задач
персонализации образовательного процесса.
1.8.
ЭО и ДОТ обеспечиваются применением совокупности образовательных
технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное
взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от
места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически
организованных технологий обучения.
1.9.
Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: образовательные
онлайн платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на
образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype - общение; email;
облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений к
учебникам; электронные пособия, разработанные с учетом требований
законодательства РФ об образовательной деятельности.
1.10.
Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят
отражение в рабочих программах по соответствующим учебным дисциплинам. В
обучении с применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные
формы учебной деятельности:
• Лекция;
• Консультация;
• Семинар;
• Практическое занятие;
• Лабораторная работа;
• Контрольная работа;
• Самостоятельная внеаудиторная работа;
• Научно-исследовательская работа.
1.11. Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществляться
в следующих режимах:
• Тестирование on-line;
• Консультации on-line;
• Предоставление методических материалов;
• Сопровождение off-line (проверка тестов, контрольных работ, различные виды
текущего контроля и промежуточной аттестации)
1.12. Требования данного положения являются обязательными при:
- разработке основных профессиональных образовательных программ по
направлениям подготовки специальностям и профессиям;
- организации учебного процесса всех форм обучения в ОГПОБУ
«Сельскохозяйственный техникум»;
- разработке учебно - дидактических пособий, электронных учебных изданий
и методических рекомендаций.
2.
Цели и задачи электронного обучения и применения
дистанционных образовательных технологий
2.1 Основной целью применения электронного обучения и
дистанционных
образовательных
технологий
в
ОГПОБУ
«Сельскохозяйственный техникум» является предоставление возможности
получения доступного, качественного и эффективного образования всем
категориям обучающихся независимо от места их проживания, возраста,
состояния здоровья и социального положения с учетом индивидуальных
образовательных потребностей и на основе персонализации образовательного
процесса.
2.2 Для достижения цели направлены следующие задачи:
усилить
личностную
направленность
процесса
обучения,
интенсификация самостоятельной работы обучающихся;
- обеспечить открытый доступ к различным информационным ресурсам
для образовательного процесса в любое удобное для обучающихся время
разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями,
индивидуальными склонностями и потребностями;
- создать условия для формирования способности обучающихся к
самостоятельной познавательной деятельности;
сформировать
информационно - коммуникационную культуру
обучающихся и преподавателей.
3. Участники образовательного процесса с использованием ДОТ
3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ДОТ
являются: учреждение, обучающиеся, педагогические, административные и
учебно- вспомогательные работники Техникума, родители (законные
представители) обучающихся.
3.2. Учреждение:
3.2.1
Выявляет потребности обучающихся в дистанционном обучении.
3.2.3 Принимает педагогическим советом решение об использовании
дистанционного
обучения
для
удовлетворения
образовательных
потребностей обучающихся и детей с ограниченными возможностями
здоровья.
3.2.4 При реализации программ СПО с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий в Техникуме:
- включает часы дистанционного обучения в учебное расписание ОГПОБУ
«Сельскохозяйственный техникум»;
- издает приказ о переходе на реализацию образовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий в связи с особыми обстоятельствами;
- назначает ответственного за консультирование педагогических работников и
обучающихся по использованию электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий;
- актуализирует имеющиеся в электронном виде методические материалы по
использованию электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий для обучающихся, педагогических и административных
работников, ответственных за организацию учебной деятельности, а также
инструкции по размещению учебных материалов;
- обеспечивает создание тестовых заданий, публикацию объявлений, сбор
письменных работ обучающихся, а также организацию текущей и
промежуточной аттестации и фиксацию хода образовательного процесса.
3.2.5 Учреждение размещает на своем официальном сайте в
информационно телекоммуникационной сети «Интернет» инструкцию для
обучающихся и педагогических работников о том, как получить или
восстановить логин и пароль (в случае использования личных кабинетов), а
также инструкции по организации работы в «виртуальных» и «совместных»
группах;
3.2.6
Учреждение
определяет
какие
учебные
дисциплины
и
междисциплинарные курсы могут быть реализованы с помощью онлайн
курсов, а также какие учебные дисциплины и междисциплинарные курсы
требуют присутствия в строго определенное время обучающегося перед
компьютером, а какие могут осваиваться в свободном режиме.
3.2.7 Учреждение размещает на своем официальном сайте в
информационно телекоммуникационной сети «Интернет» расписание онлайнзанятий, требующих присутствия в строго определенное время.
3.2.8 Учреждение вправе перенести на другой период времени занятия,
которые требуют работы с лабораторным и иным оборудованием.
3.2.9 Учреждение вправе локальным актом определить, какие элементы
учебного плана не смогут быть реализованы в текущем учебном году с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий
и
внести
соответствующие
изменения
в
основные
профессиональные образовательные программы, перенеся эти элементы на
будущий учебный год.
3.2.10 Учреждение обеспечивает постоянную дистанционную связь с
обучающимися, а также проводит мониторинг фактического взаимодействия
педагогических работников и обучающихся, включая элементы текущею
контроля и промежуточной аттестации.
3.3.
Права
и
обязанности
обучающихся,
осваивающие
общеобразовательные программы с использованием ДОТ, определяются
законодательством Российской Федерации.
3.4. Директор Учреждения издает приказ о переходе обучающихся 1-4 курсов
на дистанционное обучение.
3.5. Директор Учреждения осуществляет контроль:
- за организацией ознакомления всех участников образовательного процесса с
документами, регламентирующими организацию дистанционного обучения;
- за реализацией мероприятий, направленных на обеспечение выполнения
образовательных программ;
- за соблюдением работниками техникума режима работы в данный период.
3.6.
Директор
Учреждения
принимает
управленческие
решения,
направленные на повышение качества работы Техникума во время
дистанционного обучения.
3.7. Заместитель директора по ТО:
- организует разработку мероприятий, направленных на обеспечение
выполнения образовательных программ обучающимися;
- определяет совместно с педагогами средства, обеспечения и способ
реализации дистанционного обучения (платформы, эл. почта, мессенджеры,
порядок посещения занятий обучающимися, а также преподавателями).
Данное решение принимается на педагогическом совете, протоколируются;
- на основании решения педагогического совета подготавливает приказ;
-контролирует и обеспечивает доведение данного приказа до всех участников
образовательного процесса;
- определяет совместно с педагогами систему организации учебной
деятельности обучающимися в период дистанционного обучения: виды,
количество работ, форму обучения (дистанционная, самостоятельная и т.д.),
сроки получения заданий обучающимися и предоставления ими
выполненных работ, сроки размещения информации на сайте учреждения;
- организует лектории, беседы для родителей, обучающихся о соблюдении
режима с целью обеспечения сохранности жизни и здоровья;
- осуществляет контроль за корректировкой календарно-тематического
планирования, рабочих программ;
проводит
мониторинг
рассылки
преподавателям
заданий
для
самостоятельной работы через сайт ОГПОБУ «Сельскохозяйственный
техникум», мониторинг заполнения журналов и выставление оценок
обучающимся;
- организует использование преподавателями дистанционных форм обучения,
осуществляет методическое сопровождение и контроль за внедрением
современных педагогических технологий;
- анализирует деятельность по работе Техникума во время дистанционного
обучения;
- осуществляет информирование всех участников образовательных
отношений (педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей)
обучающихся, иных работников) Учреждения об организации ее работы в
период дистанционного обучения.
3.8. Педагоги, выполняющие функции кураторов групп: с целью
прохождения обучающимися образовательных программ в полном объеме
педагогические
работники
применяют
разнообразные
формы
самостоятельной работы, дистанционные формы обучения. Информация о
применяемых формах работы, видах самостоятельной работы доводится до
сведения обучающихся, их родителей (законных представителей) заранее, в
сроки, устанавливаемые Учреждением.
3.8.1.В связи с вышеизложенным:
проводят
разъяснительную
работу
с
родителями
(законными
представителями), доводят информацию о дистанционном обучении в группе
(техникуме) и его сроках через запись в группе «в Сферуме» и др.
определенных приказом в соответствии с п.3.7. настоящего положения, на
электронную почту обучающегося, используя любые другие доступные виды
электронной связи с родителями обучающихся или личное сообщение по
стационарному (мобильному) телефону;
- доводят информацию до обучающихся и их родителей (законных
представителей) о том, где и как можно получать задания, как осуществлять
обратную связь с преподавателями на период дистанционного обучения с
целью выполнения программного материала, в том числе в дистанционном
режиме;
3.8.2 Продолжительность рабочего времени педагогических работников в
период дистанционного обучения определяется исходя из учебной нагрузки
каждого преподавателя в учебный период в соответствии с расписанием
занятий.
3.9 Преподаватели своевременно осуществляют корректировку календарно
тематического планирования с целью обеспечения освоения обучающимися
образовательных программ в полном объеме при переходе на дистанционное
обучение, ежедневно в соответствии с утвержденным расписанием уроков,
осуществляют обратную связь с обучающимися в электронном виде,
используя цифровые образовательные платформы, электронный журнал,
электронную почту и т.п.
3.9.1 Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием
ЭО и ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения
определенные приказом Учреждения в соответствии с п.3.7. настоящего
Положения. Разработанные курсы должны соответствовать содержанию
ФГОС СПО.
3.9.2 Самостоятельная работа обучающихся во время дистанционного
обучения может оцениваться преподавателями в соответствии с
разработанным Положением об оценивании через обратную связь в
электронном виде, либо через проверочные работы по предмету после
окончания периода дистанционного обучения.
3.10. Обучающиеся обязаны соблюдать порядок посещения Учреждения,
установленный приказом в соответствии с п.3.7. настоящего Положения на
период дистанционного обучения.
3.10.1 Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с
компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками
работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети
Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной
почтой и т.п.).
3.10.2 Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с
использованием цифровых образовательных ресурсов.
3.10.3 Обучающиеся самостоятельно выполняют задания с целью
прохождения материала, в том числе с применением цифровых
образовательных платформ, указанных преподавателем.
3.10.4 Обучающиеся предоставляют выполненные задания в соответствии с
требованиями преподавателей.
3.11 Родители (законные представители) обучающихся имеют право
получать от куратора необходимую информацию в техникуме или через
личное сообщение по телефону или e-mail.
4. Организация учебного процесса с применением ЭО и ДОТ
4.1
Образовательный процесс с применением ЭО и ДОТ при освоении
образовательных
программ
применяется для подготовки
квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена и
проводится в соответствии с утвержденными директором ОГПОБУ
«Сельскохозяйственный техникум» учебными
планами, действующими
нормативными
документами, регламентирующими учебный процесс.
4.2 Образовательный процесс с применением ЭО и ДОТ
осуществляется по любой форме обучения: очной, заочной, очно-заочной.
4.3 Учебный процесс с применением ЭО и ДОТ в полном объеме в
целом или по отдельным дисциплинам учебного плана может быть
организован только при наличии:
соответствующих
электронных
учебно-методических
комплексов;
сервера дистанционного образования;
преподавателей и учебно-вспомогательного персонала, имеющих
специальную подготовку по использованию ЭО и ДОТ;
электронных форм проверки знаний обучающихся;
материально-технической базы, обеспечивающей реализацию ЭО
и ДОТ.
4.4 ДОТ осуществляется в системе управления обучения UCHI. RU
Основными функциональными возможностями системы ДОТ UCHI. RU
являются:
размещение учебных материалов любых форматов: текстовые
материалы, рисунки, графики, аудио и видео файлы, презентации и т.д.;
создание учебных дисциплин в самой системе UCHI. RU с
применением встроенного редактора;
создание эффективной системы контроля знаний: задания, опросы,
тесты;
групповая дифференцированная работа с обучающимися в
группах;
постоянный
мониторинг
всех
действий
обучающихся,
информирование о предстоящих событиях;
дизайн имеет модульную структуру и легко модифицируется.
4.5 Обучающиеся в дистанционной форме имеют все права и несут все
обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» и Уставом, наравне с обучающимися других форм
обучения, могут принимать участиево всех
проводимых
ОГПОБУ
«Сельскохозяйственный техникум» мероприятиях.
4.6
Дистанционное обучение может быть прекращено в следующих
случаях:
окончания обучения;
систематического
невыполнения
контрольных
заданий,
нарушения сроков сдачи итоговых работ;
нарушения договора;
5. Структура и виды учебной деятельности с применением ЭО и
ДОТ
5.1
Основными видами учебной деятельности с применением ЭО и
ДОТ являются:
-практические, семинарские и лабораторные занятия во всех
технологических средах, собеседования в режиме chat (система общения, при
которой участники в системе Интернет обсуждают заданную тему короткими
текстовыми сообщениями в режиме реального времени);
-учебная практика, реализация которой возможна посредством ЭО и
ДОТ;
-индивидуальные и групповые консультации, реализуемые во всех
технологических средах: электронная почта, форумы;
-самостоятельная работа,
включающая
изучение
основных и
дополнительных учебно-методических материалов;
-выполнение расчетно-практических и расчетно-графических, тестовых
и иных заданий;
-работу с интерактивными учебниками и учебно-методическими
материалами, в том числе с сетевыми или автономными мультимедийными
электронными учебниками, практикумами;
-работу с базами данных удаленного доступа по изучению дисциплин;
-текущие и рубежные контроли, промежуточные аттестации.
5.2 При обучении с применением ЭО и ДОТ используются
информационные технологии: кейсовые; пересылка изучаемых материалов по
компьютерным сетям; дискуссии и семинары, проводимые через
компьютерные сети; компьютерные электронные учебники; компьютерные
системы контроля знаний с наборами тестов.
5.3 При использовании ЭО и ДОТ обеспечивается доступ
обучающихся, педагогических работников к комплекту документов (на
бумажных или электронных носителях), включающих:
рабочий учебный план;
график учебного процесса;
программу учебной дисциплины;
справочными изданиями и словарями, учебник по предмету (дисциплине);
практикум, задачник, методическое пособие;
тестовые материалы для контроля качества усвоения материала;
методические рекомендации для обучающегося по изучению
учебной дисциплины и организации самоконтроля, текущего контроля.
При необходимости комплект документов может быть
дополнен
научной литературой, ссылками на базы данных, сайтов, справочными
системами, электронными словарями, сетевыми и другими ресурсами.
5.4 После
процедуры
авторизации
каждому
обучающемуся
становятся доступными возможности системы:
просмотр учебно-методических материалов (рабочие программы
дисциплин и профессиональных модулей, информации о критериях оценки
результатов выполненных заданий, методические разработки, глоссарии,
учебной литературы, интерактивных презентаций);
выполнение задания в режиме удаленного доступа в соответствии
с методическими рекомендациями, разработанными к каждой дисциплине;
выполнение заданий, предусматривающих текстовый ответ,
пересылку преподавателю файла с материалом через систему UCHI. RU;
проверка личных знаний путем прохождения тематического
компьютерного тестирования в обучающем и контрольном режимах;
просмотр различных сообщений;
заполнение рабочей тетради, дискутирование в дистанционных
опросах, форумах;
5.5 Учебные и методические материалы на электронных носителях
передаются в пользование обучающегося без права их тиражирования или
передачи третьим лицам и организациям.
5.6 В системе ЭО и ДОТ поддерживается
последовательный
алгоритм прохождения курса.
При использовании данного алгоритма материалы дисциплины
предоставляются пользователю последовательно.
При этом ранее
пройденные материалы доступны для изучения в произвольном порядке.
5.7 Учет результатов образовательного процесса (текущий контроль,
промежуточная и итоговая аттестация) и внутренний документооборот
ведется традиционными методами.
5.8 Сохранение сведений о результатах итоговых аттестаций по
учебным дисциплинам и профессиональным модулям, а также личных
документах обучающихся на бумажном носителе является обязательным.
6. Кадровое, материально-техническое обеспечение и контроль над
применением ЭО и ДОТ
6.1 Преподавательский состав, осуществляющий дистанционное
обучение, формируется из педагогических работников и сотрудников
ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум», а при необходимости - с
приглашением сотрудников сторонних предприятий и организацией с оплатой
согласно договору о возмездном оказании образовательных услуг.
6.2 Все руководящие и педагогические работники, задействованные в
организации, проведении и обеспечении учебного процесса с применением ЭО
и ДОТ должны иметь соответствующую подготовку и регулярно повышать
квалификацию в соответствии с федеральным законодательством об
образовании.
7. Особенности реализации учебной и производственной практик
с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий в Учреждении
7.1. Практика может быть проведена непосредственно в учреждении,
осуществляющем образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
7.2 Учреждению рекомендуется обеспечить возможность прохождения
учебной и производственной практик с применением дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения, в том числе
скорректировав график учебного процесса образовательной организации.
7.3 В случае необходимости Учреждение вправе внести изменение в
календарный график учебного процесса в части определения сроков
прохождения учебной и производственной практик без ущерба по общему
объему часов, установленных учебным планом образовательной организации.
Изменения, вносимые в график учебного процесса, утверждаются локальным
актом образовательной организации, осуществляющей образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
8. Ведение документации
8.1. Преподавателями проводится корректировка календарно-тематического
планирования (при необходимости).
8.2. Согласно расписанию уроков, в электронном журнале заполняются темы
занятия в соответствии с изменениями, внесенными в календарно
тематическое планирование, домашние задания и другие задания для
обучающихся с указанием сроков их выполнения и формами оценивания.
8.3. Отметка обучающемуся за работу, выполненную во время
дистанционного обучения, выставляется в графу журнала, соответствующую
теме учебного занятия.
8.4. Отметка об отсутствии обучающегося на уроке не ставится, в том случае
если приказом, предусмотренным п.3.7. настоящего Положения установлен
апосредованный порядок обучения. При этом следует учесть , что в случаях
болезни обучающего (по сообщению от родителей) и если его состояние
здоровья не позволяет выполнять учебные задания в указанные сроки (в
журнал ставится-Б), по окончанию периода дистанционного
обучения
обучающийся и или его родители (законные представители)
должны
подтвердить сроки болезни студента справкой от врача ( в случае временного
дистанционного обучения). В случае установления дистанционного обучения
на учебный год справка от врача предоставляется в электронном виде с
обязательным досылом оригинала документа. В случае отсутствия оригинала
справки пропуски следует считать, как занятия, пропущенные без
уважительной причины.